Министерство культурных конфликтов? |
|||
Валентина Кудряшова. «Молодой дальневосточник» № 17. 29 апреля - 6 мая 2015 г. |
|||
Театр оперы и балета в Хабаровске был впервые открыт в 1927 году. |
|||
С тех пор интерес жителей края к этому виду искусства не угасает. | |||
В театральной жизни Хабаровского края многое уже было и казалось, история должна чему-то научить. К ней и обратимся. 1920-е годы были ознаменованы созданием в Хабаровске первых музыкально-театральных трупп. 14 октября 1926 года состоялся первый спектакль — «Сильва» И. Кальмана. Через год после открытия Театра оперетты в Хабаровске начал работать Оперный театр, сформированный из молодых талантливых выпускников Московской консерватории. Зрители охотно шли на спектакли оперного коллектива. Постановки «Фауста», «Кармен», «Паяцев», «Севильского цирюльника» и других оперных произведений вводили хабаровчан в прекрасный мир музыки великих мастеров, знакомили с классическим балетом, труппа которого оказалась очень сильной. В 1932 году Театр осуществляет постановку оперы «Разлом» В. Ф. Мелиди, классических опер «Паяцы» и «Чио-Чио-Сан», а балетная труппа театра показала свою самостоятельную работу, балет Глиэра «Красный мак». |
|||
Хабаровский оперный театр. 25 апреля 1930 года. |
|||
Но в театральном отделе управления зрелищными предприятиями уже в те годы впервые родилась мысль об ОБЪЕДИНЕНИИ ДВУХ ТЕАТРОВ в один музыкальный театр Дальневосточного края, а оперный театр расформировать и влить в Театр музыкальной комедии. И вот, 17 ноября 1933 года Городской музыкальный театр был переименован в Хабаровский краевой театр музыкальной комедии («Опереточные дивы с оперным уклоном» в Хабаровске. 1920−1930-е годы. Тамара Бабурова. Словесница искусств № 2. 2011 г.). Отдавая дань времени, хабаровчане тогда решили, что «самое верное и безубыточное предприятие — это ИМЕТЬ ОПЕРЕТКУ. Никакого тебе убытка, а только прибыль. Убытки от драмы покрывались прибылью от „Сильв“ и „Баядерок“. Но так как идейно пробиваться „сильвами“ не совсем удобно, то хабаровцы решили искать то, чего пока нигде нет — „первоклассную оперетку с второклассными оперными певцами“. Поэтому когда Хабаровску предложила свои услуги оперная труппа в 90 человек из Златоуста и когда оказалось, что в ее репертуаре преобладают оперы, а не оперетки, в Хабаровске высоко задрали нос к верху. — Не подходит! — Позвольте, — возражали им, — ведь осенью октябрьские торжества, чем же вы их будете отмечать, опереткой? — Нет, нет. Мы в эти дни, конечно, поставим оперу, хотя бы опереточными силами. А кроме того, у нас в Хабаровске свои певцы, они даже сами по себе могут „сообразить“ оперу» («Тихоокеанская звезда». 30.07.1927). РЕШЕНИЕ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРОВ привело к тому, что оперный и балетный жанр, как вид профессионального музыкально-сценического искусства в Хабаровском крае прекратил свое развитие на многие десятилетия. В последующие годы развивался лишь оперный жанр, благодаря истинным энтузиастам самодеятельного творчества. В 1960-е годы при Доме культуры завода «Энергомаш» действовала оперная студия под управлением Зинаиды Павловны Тютиной, приехавшей в Хабаровск в 1953 году. Первым спектаклем стала опера «Евгений Онегин» П. Чайковского в сопровождении ДСО под управлением Ю. И. Николаевского. В одной из постановок партию Гремина спел н.а. СССР Борис Штоколов. В течение последующих лет было поставлено 13 опер, среди которых: «Царская невеста», «Иоланта», «Мазепа», «Алеко», «Лакме», «Сельская честь», «Аида». В исполнении принимали участие педагоги, учащиеся и выпускники вокального и дирижерско-хорового отделений. (Шаги на снегу. Н. В. Мартюшева. Сайт Хабаровского колледжа искусств). Дискуссия о возрождении Театра оперы и балета в Хабаровске ведётся уже ни одно десятилетие и в последнее время приобретает все больший размах и интерес у общественности и в артистической среде. Вероятно понимая, что развитие оперно-балетного искусства в Хабаровске не остановить, в Министерстве культуры, как и в 1933 году решили, что оперу можно развивать в оперетте. В связи с этим в 2008 году было приняло постановление о переименовании Театра музыкальной комедии в Краевой музыкальный театр, чтобы в нем можно было ставить, как тогда казалось, оперные и балетные спектакли. Затем произошло объединение музыкального и драматического театра, но образовавшийся холдинг к счастью просуществовал не долго. Как показала дальнейшая практика, такие управленческие решения Министерства культуры заложили будущие конфликты. В Музыкальный театр был приглашен режиссер с мировым именем Леонид Квинихидзе, автор легендарных лент: «Соломенная шляпка», «Мери Поппинс, до свидания», «31 июня», «Крах инженера Гарина» и других. Режиссер решительно был настроен на преобразования. Артистов опереточного жанра даже решили «поставить на пуанты». Не все артисты театра приняли новое направление, что вполне объяснимо, так как театр имеет свои давно сложившиеся традиции и свою публику. Именитый режиссер был уволен. Инициатором увольнения выступило руководство Министерства культуры, которое, по сути создало эту ситуацию и не смогло решить вопрос без конфликта. Ситуация повторилась через несколько лет. После того, как театры в очередной раз разъединили, в начале 2015 года произошла очередная отставка — на этот раз известного режиссера, лауреата премии «ТЭФИ» Владимира Оренова, принесшего театру «Золотую маску» за спектакль «Самолет Вани Чонкина». Зимой 2015 года в Хабаровском музыкальном театре появился приказ о постановке спектакля «Цветок любви». Балетмейстером-постановщиком, а также либреттистом стал Андрей Крылов. С каким трудом пробивалась инициатива талантливого солиста балета описывает пресса: «И вот началась работа. Вначале полностью самостоятельная, без какой-либо поддержки со стороны. Позже, после показа некоторых готовых фрагментов спектакля на конкурсе самостоятельных работ, художественное руководство театра оценило усилия балетмейстера и начались переговоры о переводе постановки в официальный статус. Для осуществления этого проекта Андрей Крылов от Союза Театральных Деятелей России получил разовую государственную стипендию Министерства культуры РФ „Для творческой молодежи“. Но последовавшие потом известные всем организационные потрясения снова помешали началу нормального репетиционного процесса» (АмурПресс. 10.04.2015). По словам постановщика: «Танцевать герои будут без пуантов, и не классический балет, а что-то ближе к современной хореографии» (Молодой Дальневосточник. 06.03.2015). 17—18 апреля 2015 года состоялась долгожданная премьера балетного спектакля. Зрители увидели балет «Цветок любви» по мотивам произведения Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Спектакль шел под фонограмму с использованием музыки Моцарта и Листа. В балете принимали участие артисты хора, театра Драмы и Комедии и студенты Хабаровского института искусств и культуры. Артистам всегда хотелось танцевать классику, сольные вариации, показывать свое актерское, сценическое и пластическое мастерство. И такие попытки были. Любителям запомнился вечер классического балета, премьера которого состоялась 21 апреля 2012 года. Как бы остерегаясь, постановщики спектакля назвали его «И в шутку, и всерьез». В первом акте зрителей знакомили с фрагментами популярной классики: «Кармен-Сюита» Бизе-Щедрина, «Спартак» Хачатуряна, «Коппелия» Делиба, знаменитое Па-де-де из балета «Корсар» Адана. Во втором действии исполнялся «Лебединый» акт знаменитого балета Чайковского в хореографии Льва Иванова. Его танцевали с легкой иронией и шуткой над балетным каноном — в комическом жанре, то, что свойственно и близко театру музыкальной комедии. Тогда эти отрывки из популярных балетов поставила известный хабаровский балетмейстер, заслуженный работник культуры России Ольга Козорез, в послужном списке которой постановки не только балетов, но и оперных спектаклей в театрах России. И все же, полноценного классического балета или оперы в театре, где основным репертуаром являются спектакли «Здравствуйте, я Ваша тётя», «Бабий бунт», «Свадьба в Малиновке», «Как вернуть мужа», «Седина в бороду-бес в ребро», «Подлинная история поручика Ржевского» и другие популярные оперетты, как известно, поставить так и не удалось. Комическая опера Доницетти «Любовный напиток» (2010) и опера Пуччини «Мадам Баттерфляй» (2013) в театре практически не идут. И ни о каком «включении в репертуар театра музыкальной комедии» мировых шедевров, таких как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Тоска», «Аида», «Пиковая дама», «Князь Игорь» или «Борис Годунов» — речи, кончено, быть не может! НАДО, НАКОНЕЦ, ПРИЗНАТЬ, что водевиль, оперетта или музыкальная комедия, а в последние годы мюзикл и рок-опера — это особый жанр и отдельное направление исполнительского искусства. Многие десятилетия коллектив нынешнего Музыкального театра и его завсегдатаи были сориентированы именно на этот жанр. И разрушать устоявшиеся традиции невозможно так же, как и просить артистов музыкальной комедии исполнять классические балеты и оперы. Для этого нужны совсем другие ресурсы. Похоже, желание «поставить на пуанты» артистов театра привело к конфликтам, вызвавшим страх у некоторых чиновников и ошибочное утверждение, что опера и балет в крае никому не нужны. А между тем, Хабаровский край уже ни одно десятилетие готовит кадры для театров Оперы и балета западных регионов страны, а теперь ещё и Владивостока. В 2014 году в Хабаровске в третий раз проводился открытый краевой фестиваль классического танца «Блестящие дивертисменты». В нем приняло участие 22 хореографических коллектива из городов Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Артём, Амурск и Хабаровск. В жюри конкурса были приглашены ведущие специалисты страны в классическом танце — Андрей Иванов и Тушинская Наталья. По словам председателя жюри Натальи Тушинской, победительницам уже пора дальше, в свет. Уровень наших юных танцовщиц ни чуть не хуже европейских. Андрей Иванов (ведущий танцовщик и педагог-репетитор Приморского театра оперы и балета): «Приятно удивлен, что в Хабаровском крае такое количество классических школ». И эти школы уже доказали, что способны готовить кадры и для собственного хореографического училища и для долгожданного Хабаровского театра оперы и балета. 30 летний юбилей отметил в 2014 г. ансамбль классического танца «Золушка» из Амурска, который был назван лучшим на фестивале. Образцовому балету «Грация» из Хабаровска исполнилось 20 лет. Его выпускники танцуют в театрах оперы и балета Москвы и Санкт-Петербурга. Ансамбль классического танца «Дивертисмент», Хабаровского центра хореографического искусства, за 23 года успел выпустить несколько тысяч учеников. А среди постановок есть даже три полноценных балета — «Щелкунчик», «Снегурочка», «Чипполино». Жаль, что после школы талантливые выпускники уезжают и остаются жить и работать в других городах. Чему же нас учит история? В первую очередь тому, что «ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЯ И СМЕШЕНИЯ ЖАНРОВ» в Хабаровске, в конечном счете не привели к положительному результату. Оперный и балетный жанры должны развиваться самостоятельно. История края делается сегодня и приходится с сожалением констатировать, что возрастающие запросы жителей Хабаровского края в плане целых классических жанров, таких, как оперное и балетное искусство, академическое хоровое и сольное пение, в настоящий момент ни в коей мере не удовлетворяются. В связи с этим хабаровчане и жители других регионов нашей страны, в развернутой на страницах прессы и в социальных сетях дискуссии, всячески поддерживают идею создания в Хабаровске Театра оперы и балета. Большие надежды любители оперы и балета связывают с осмыслением исторического прошлого и появлением команды единомышленников, продвигающей проект возрождения оперного и балетного искусства в Хабаровске. С просьбой о поддержке строительства в Хабаровске Театра оперы и балета, инициативная группа обратилась к выдающимся деятелям Российской культуры и в Комитет по культуре ГД РФ. Однако, курирующий в Правительстве Хабаровского края работу министерств спорта и молодежной политики, образования и науки края, а так же свое родное министерство культуры, А. В. Федосов в своем письме от 4 февраля 2015 года № 01−53−644, практически признается, что проще тратить бюджетные средства только на приглашение артистов и коллективов из других регионов: — «…для восполнения потребностей жителей края в посещении оперных и балетных постановок, продолжается практика организации гастрольных проектов ведущих театров и солистов страны». Так же, весьма странно было слышать от чиновника такого уровня мнение о нецелесообразности открытия Театра оперы и балета в соседнем Приморье: «…зачем он во Владивостоке и кто будет там работать?» (Министр культуры Хабаровского края в шоке от Владивостока. 26.06.2012. AmurMedia). Такая политика может привести к тому, что скоро и в Хабаровске не будет своих спортивных команд, своих педагогов и своих артистов. Действительно, зачем ставить «Белую гвардию» силами Хабаровских артистов: — «…у нас состоится фестиваль лучших российских спектаклей. И к нам — это уже известно на сто процентов — едет МХАТ им. Чехова со своей „Белой гвардией“ и с Михаилом Пореченковым» (Театральный перебор. Хабаровский Экспресс, 1—8 июня 2011 № 22). Зачем развивать творческие коллективы края, когда выступивший проездом в тот же Владивосток Юрий Башмет или Валерий Гергиев «приедет», «обслужит» и «сделает Дальний Восток невыездным»? А ведь еще в 2013 году Александр Федосов говорил: «…Разделяю мнение о необходимости строительства в крае театра оперы и балета… Руководством исполнительных органов власти края и культурной общественностью высказываются предложения об осуществлении данного масштабного проекта. Министерство культуры края выражает надежду на скорую возможность его реализации…» (Министр культуры Хабаровского края А. В. Федосов. 28.10.2013 № 01 01 09−5206). Безусловно, нельзя постоянно оплачивать гастроли разъезжающих по стране звезд. Деньги Хабаровского края, которые тратятся на так называемое «восполнение потребностей» должны вкладываться исключительно в регион, в развитие классического профессионального искусства в самом крае. Но в государственной целевой программе «Культура Хабаровского края (2012−2020)» ни слова не сказано о реальных мероприятиях по развитию симфонического, оперного, балетного и академического хорового искусства края, а говорится о каком-то росте «индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых театральных услуг». ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРНОЙ И БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ в Хабаровске, проектирование и строительство театра — это трудоемкая и ответственная работа, которая может пройти не так болезненно для бюджета, как это может показаться. В Хабаровском крае активно развивается детское хореографическое искусство, есть вокальные, певческие и оркестровые ресурсы. Их надо только организовать. Вполне естественно, что кого-то придется пригласить и выделить жилье, а кто-то и сам вернется в родной город. 27 января 2015 года, на своей ежегодной пресс-конференции Губернатор В. И. Шпорт на вопрос о Театре оперы и балета в Хабаровске ответил: — «Мы можем построить любое здание. Мы люди не бедные. У нас есть силы и средства. Вопрос принимается, нужно обсуждать». Новый театр необходим краю! Он сможет формировать новую аудиторию почитателей высокого оперного, балетного и академического хорового искусства, а это обязательно приведет к поднятию общего музыкального и культурного уровня хабаровчан и особенно — детей, писала Министру культуры Хабаровского края великая Е. В. Образцова. «…Появление театра, как современного культурно-делового и музыкально-театрального центра с вместительными залами и сценами мирового уровня, прежде всего, даст возможность исполнять лучшие образцы оперного, балетного, симфонического и хорового репертуара, открывая слушателям целый мир прекрасного и удивительного… Искусство изменяет жизнь к лучшему и сплачивает вокруг себя в трудные времена. Желаю Хабаровскому краю стать подлинным мировым центром сценических искусств. У Вас для этого есть все условия» (из письма народного артиста СССР В. Т. Спивакова на имя Губернатора Хабаровского края В. И. Шпорта от 18 февраля 2015 года). «Мне посчастливилось впервые работать в Хабаровске по приглашению Вячеслава Соболевского и Виктора Тица в 2000 году, а затем неоднократно приезжать на гастроли. Приветствую внимательное отношении руководителей региона к любому яркому событию в культурной жизни. Восхищён прекрасными музыкантами и традициями детских центров хореографического искусства. Знаю, что жители Хабаровского края многие десятилетия ожидают свой Театр оперы и балета, с оперной и балетной труппой, первоклассным симфоническим оркестром, детским и взрослым смешанным академическим хором. Уверен, что такой театр в Хабаровске, наконец, будет построен» (дирижер Роман Моисеев, г. Москва). Одобрительную позицию занимает Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, а также Комитет по культуре ГД РФ, который: — «…приветствует идею о строительстве нового театра оперы и балета в Хабаровске, который сможет придать импульс развития всей культуры в Дальневосточном федеральном округе, создать условия для воспитания молодежи и повышения интеллектуального потенциала жителей регион» (письмо № 3.26−41/186 от 31.03.2015). Сегодня создание на всей территории России качественной культурной среды и равных условий для творческой деятельности не остановить никакими запретами и необдуманными высказываниями. Не обойдут преобразования и культуру Хабаровского края. 4 апреля 2015 года Глава Правительства РФ Д. А. Медведев провел в Хабаровске важное совещание по развитию ДФО. «Конечно, все трудности, с которыми сегодня сталкивается экономика, не должны помешать нашим планам по развитию Дальнего Востока. Мы приступили к реализации крупных инфраструктурных проектов, формированию территории опережающего развития», — сказал Медведев. И в это хочется верить. |
|||
|
|||
Репутация Хабаровского края зависит от состояния его культуры |
|||