НАМ ГОВОРИТ СОГЛАСЬЕ СТРУН… |
|||
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ |
|||
Симфонический оркестр гос. филармонии республики Адыгея | |||
"МАЙКОПСКИЕ НОВОСТИ". 27 сентября 1995 года. | |||
В декабре этого года нашему симфоническому оркестру, а официально - оркестру министерства культуры Республики Адыгея исполнится два года. На пороге - третий сезон, идут последние репетиции. Завтра, 28 сентября, в канун Международного дня музыки мы приглашаем любителей классической музыки, а также всех тех, кто стремится ими стать, в зал филармонии. |
|||
За два прошедших сезона нашим оркестром было исполнено достаточно много симфонической музыки. Слушателям были представлены лучшие образцы зарубежной и отечественной классики от монументальной симфонии до камерной серенады, от оперной увертюры до популярной танцевальной миниатюры. Большую часть этих программ готовил с оркестром народный артист Эстонии, профессор Роман Матсов, ставший художественным руководителем коллектива. |
|||
Его появление в Майкопе было продолжением давних шефских связей с училищем искусств и личных контактов с министром культуры А.А.Ханаху. Музыкант старшего поколения, у которого очень многому можно и нужно было учиться, один из опытнейших дирижеров-педагогов, Роман Вольдемарович оказался первым наставником созданного оркестра. Параллельно с ним работали дирижеры Василий Колеушко - лауреат республиканского конкурса Украины и заслуженный артист России - Петр Шахов. На их долю приходились предварительные репетиции программ Р.Матсова и гастролирующих дирижеров, а также подготовка собственных вечерних и дневных концертов. |
|||
В прошлом сезоне с их участием состоялись выступления оркестра перед общественностью города в праздничные дни и несколько благотворительных концертов-приглашений, анонсирующих абонемент для детей и юношества. "Волшебный мир музыки" - так мы назвали этот абонемент, который в новом сезоне, на протяжении всего учебного года, также будет знакомить детскую аудиторию с шедеврами классического наследия. Чтобы понять, на каком этапе находится оркестр сегодня, вспомним концерты прошедшего сезона. Все они готовились и проводились по-разному, отличались степенью эмоционального настроя и психологического состояния, различны были школы, вкусы, репертуарные пристрастия и темпераменты дирижеров, и, соответственно, реакция музыкантов на ту или иную музыку. |
|||
Хорошие выступления приносили удовлетворение артистам и публике. Такими запомнились 5-я и 6-я симфонии Чайковского, фортепианные концерты Моцарта, Шумана и Прокофьева, первые две симфонии Брамса, "Фантастическая симфония" Г.Берлиоза. Менее удачным в силу ряда причин оказалось исполнение 7-ой симфонии А. Брукнера, 2-ой -Ф.Шуберта, 4-ой - Чайковского. Наверное, для такого молодого, еще не вполне сложившегося коллектива такая нестабильность объяснима. Как показала практика второго сезона нашему оркестру были весьма полезны контакты с новыми дирижерами. |
|||
В ноябре 1994 г. интересную работу над 5-й симфонией Чайковского и фортепианным концертом Шумана показал дирижер из Южной Кореи Чан-Юн-Сон (солистка - его соотечественница Шим-Юн-Сон). Этот концерт особенно выделился среди предыдущих умением молодого дирижера превратить оркестр в соавтора своей интерпретации и кратчайшим путем достичь необходимого контакта с музыкантами и публикой. Следующим серьезным экзаменом для нас стал приезд такого мэтра как Фуат Мансуров. На этот раз результативность репетиций музыки А.Дворжака была еще более высокой. Точные и конкретные замечания музыкантам, мгновенная реакция на интонационные погрешности, на ритмическую недисциплинированность - все это говорило о классе Мастера. Маэстро сразу же подсказывал способ исправления и достигал результата, причем из того арсенала средств, которым располагает на данный момент наш коллектив. Симфония "Из Нового Света" и виолончельный концерт А.Дворжака (солист - лауреат международных конкурсов Кирилл Родин), исполненные оркестром под управлением Фуата Мансурова, народного артиста Казахстана, России и Татарии, лауреата Государственной премии, профессора Московской консерватории, торжественно завершили второй сезон и стали серьезным профессиональным успехом. |
|||
Сегодня у оркестра начинается новый этап в становлении: у дирижерского пульта молодой дирижер из Москвы - Роман Моисеев, получивший музыкальное образование в училище при Московской консерватории, в РАМ имени Гнесиных, а ныне обучающийся в Московской консерватории на факультете оперно-симфонического дирижирования. Среди его педагогов такие известные музыканты, как профессора В.Семенюк, О.Агарков, С.Гусев, Д.Китаенко, Г.Рождественский. Профессиональная деятельность молодого дирижера началась в 1981 году, когда им был организован любительский камерный хор. С 1985 года Р. Моисеев выступает с различными ансамблями, осуществил за это время ряд записей на радио и телевидении, постоянно совершенствуется как дирижер. Для дебюта в Майкопе он выбрал программу из произведений отечественной классики. Кроме увертюры М.Глинки к опере "Руслан и Людмила", скрипичного концерта П.Чайковского, дирижер включил в нее Третью, ля-минорную симфонию С.Рахманинова. |
|||
На вопрос, почему для своего премьерного выступления с оркестром избрано столь сложное произведение наш гость ответил: "...Эта симфония здесь не исполнялась... Таким образом, обращение к ней будет полезным во всех отношениях... Музыка Рахманинова - благодатный, хотя и сложный по технологии оркестрового письма материал… Симфонический язык композитора – это национальное и очень интересное явление русской музыкальной культуры. От архаики древних распевов до сложных контрапунктических диалогов и лирической кантилены..." |
|||
|
|||
Наблюдая за репетициями Романа Моисеева, можно отметить ряд ценных качеств. Он внимателен к интонации, не приемлет ритмической неряшливости, неустанно работает над артикуляцией и выстраиванием музыкальной формы. |
|||
"У Рахманинова важна каждая деталь партитуры, говорит Роман Моисеев - она отмечена калейдоскопичностью тембровых красок, резко меняющихся образов... ". |
|
||
Роман Юрьевич выражает надежду, что начавшийся контакт с молодыми музыкантами Майкопа будет взаимно плодотворным. |
|||
Становление оркестра продолжается. Это процесс длительный и сложный. На каждом новом этапе появляются новые проблемы, преодолеваются болезни роста. Хочется надеяться, что новый сезон станет плодотворнее предыдущего Коллектив заинтересован в стабильности, ему необходимы большее внимание критики, телевидение, подлинная забота официальных лиц, выраженная в поддержке всех инициатив министерства культуры, направленных на укрепление творческого состава. Чтобы извлечь урок из прошедших полутора лет, избежать новых ошибок и крайностей, нужна иная чем раньше политика художественной руководителя, чтобы эстафета высокое профессиональной требовательности передавалась от главного к такому же заинтересованному, постоянно работающему дирижеру, имеющему в качестве опоры хороших концертмейстеров в оркестровых группах. |
|||
Все, чем поделился автор с читателями, это внутренние проблемы нашего бытия. А слушателей мы приглашаем в зал филармонии, чтобы они нашли время и горячо желали новых встреч с симфоническим оркестром. | |||
Т.СУХОВА, музыковед. | |||
|
|||