 |
| |
|
| |
|
|
 |
ENGLISH РУССКИЙ Chinese |
|
|
|
 
|
|
Roman Moiseyev: «To cross-check the guidelines»
«СВЕРЯТЬ
ОРИЕНТИРЫ»
|
«Яркая эмоциональность, верное чувство стиля, развитая исполнительская воля
и мануальная техника, легко воспринимаемая артистами оркестра». |
Народный
артист СССР Г. Н. Рождественский.
|
|
|
Мы беседуем с Романом Моисеевым (р.1960), известным российским дирижёром, педагогом, членом Международного Союза музыкальных деятелей, с которым зашел разговор об особенностях дирижёрской профессии
и вопросах современного музыкального образования. |
|
|
- Роман Юрьевич, как вы стали дирижёром? |
|
- После
окончания Музыкальной школы имени М. М. Ипполитова-Иванова
я поступил на дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального
училища при Московской консерватории, нашей знаменитой «Мерзляковки», в
класс к З. В. Муравьевой. Пел в Камерном хоре Московской консерватории
Валерия Полянского из которого в дальнейшем сформировалась ГАСК России.
|
|
 |
|
Впервые мне посчастливилось продирижировать Академическим хором училища на сцене Большого, а затем Малого зала консерватории в 1979 году. Сразу скажу, первые ощущения от управления большим коллективом на большой сцене оказались яркими и запоминающимся, тем более, что представилась возможность исполнять сочинения Д. Д. Шостаковича («Смелей, друзья!» из 10 поэм) и А. Брукнера («Sanctus»).
|
|
Я был
еще очень молод и мне наверное повезло, когда начал работать в Правлении
Хорового общества города Москвы, а затем на протяжении 10 лет руководил
хором, созданным изначально при Дворце культуры имени М. Горького.
|
|
|
В Российской академии музыки имени Гнесиных попал в класс к В. О. Семенюку
(в те годы - дирижёр Московского камерного хора В. Н. Минина и руководитель хорового класса РАМ). Со второго курса ассистировал на оркестровой кафедре О. М. Агаркову. На третьем курсе перешел в класс к С. Д. Гусеву
(руководитель Капеллы имени А. А. Юрлова). Позднее возглавлял созданную в 1992 году Московскую филармоническую капеллу. Одновременно посещал уроки в Московской консерватории, куда в дальнейшем поступил в класс к Д. Г. Китаенко, которого высоко оценил Герберт фон Караян. А в 1995 году, благодаря рекомендации Г. Н. Рождественского, у которого прошел стажировку, началась моя оперно-симфоническая деятельность. |
|
|
- Вы являетесь гастролирующим дирижёром. В чем особенность
подобной деятельности? |
|
- Даже
главный дирижёр сегодня не всегда постоянно находится с возглавляемым им
оркестром. Он планирует деятельность коллектива, но является так же
концертирующим музыкантом и приглашенным дирижёром в других оркестрах.
Его статус, а в отдельных случаях имя влияет на положение оркестра.
|
|
Результат в работе приглашенного дирижёра зависит от умения находить быстрый контакт с музыкантами и солистами как в мануальном, так и в человеческом плане. Дирижёр должен быть лаконичен и убедителен. В данном контексте отмечу наиболее успешные с моей точки зрения исполнения Третьей и Шестой симфоний Антона Брукнера, Симфонии «Манфред» П. И. Чайковского, «Реквиема» и Симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта, а в театре - оперы «Князь Игорь», «Богема» и свою постановку «Пиковой дамы». |
|
 |
Что
касается некоторых особенностей т.н. «дирижёрской кухни», то иногда в
своей симфонической практике я предлагаю штрихи в струнный квинтет.
Удачными считаю репетиции, когда при минимуме слов, остановок,
исключительно дирижёрскими средствами можно добиваться ощутимых
результатов, как бы предвосхищая концертное исполнение. Интересна сама
возможность совместного музицирования. |
|
|
- Что Вы думаете о современных оркестрах? |
|
- Уровень исполнительского мастерства оркестров во всем мире значительно
вырос и тренд ощущается уже на стадии обучения музыкантов. Я
почувствовал это работая с оркестром Академии музыки имени Гнесиных и с
некоторыми другими молодежными коллективами. Намного интереснее стало в
плане репертуара. |
|
|
В Российских регионах за последнее время созданы неплохие симфонические оркестры: в Тюмени, Владивостоке (Приморская сцена Мариинского театра). Развиваются оркестры в Калуге, Липецке, Сургуте, Севастополе, Тамбове,
Туле, Пскове, других городах. Наши ведущие коллективы чаще стали гастролировать по стране. |
|
Музыканты некоторых филармонических оркестров, например, могут сыграть симфонию от начала до конца, лишь несколько раз взглянув на маэстро... |
|
|
- Но для чего же тогда нужен дирижёр? |
|
|
- Конечно, я имею ввиду оркестры экстра-класса.
|
|
Однако, попробуем разобраться. На первый взгляд дирижирование связано с внешней жестикуляцией и со стороны может иногда напоминать «регулировщика» или «танцора», что, впрочем, нравится слушателям, привыкшим к яркой визуализации исполнения. Возможно, в некоторых случаях и пропорциях сегодня это допустимо. Но излишние физические усилия, показной «темперамент» часто тормозят слуховое восприятие музыки. Мы больше видим и меньше слышим.
|
|
Представим, что некий дирижёр красиво и щедро «раздает» налево-направо
вступления, яркой мимикой реагирует на фальшивую интонацию, рефлексирует
на каждое несинхронное вступление, часто останавливает оркестр во время
репетиций хлопками в ладоши по поводу и без, или делает замечания в
заранее «заготовленных» местах и много «рассуждает» за пультом.
Как «плодотворно» он работает! Все заняты..., все участвуют в
процессе... |
|
|
 |
А
если уже с первого мгновения оркестр отвечает вашим малейшим импульсам
движений рук, взгляда, корпуса и звучит слаженно, «чисто», да еще сам
исполняет верные и выразительные нюансы, знает и выдерживает выписанные
в нотах темпы. Что тогда?... Вот тогда мы приближаемся к ответу, зачем
действительно перед оркестром стоит дирижёр и что он реально может
внести в исполнение своим присутствием.
|
|
|
- Легко ли совладать с большим коллективом? |
|
- Я где-то слышал любопытное сравнение, что симфонический оркестр – это как государство во главе с «президентом музыки».
|
|
|
Когда перед тобой 80 музыкантов, а в оперном театре еще и солисты, хор, балет, то прежде всего, важно создать необходимую творческую атмосферу. И это не только человеческое взаимопонимание, но и налаживание ансамблевых и других коммуникаций внутри отдельных групп и между ними. А если возникает неплохой контакт с концертмейстером оркестра и вы находите его с солистами - это только увеличивает ваши шансы на успех. В хорошем коллективе всегда присутствует взаимная связь между музыкантами и дирижёром. Публика на концерте это чувствует. |
|
Непосредственно определяющим в работе с оркестром, с моей точки зрения, является
внутренняя энергетика
дирижёра, посыл, безукоризненное владение системой ауфтактов,
знание материала и конечно же - сам репетиционный процесс:
возможность слушать и слышать друг друга, уметь формулировать свои
творческие намерения, выстраивать, а затем воплощать замыслы, используя
весь дирижёрский арсенал. |
|
|
- Вы занимаетесь с молодыми дирижёрами? |
|
- Судьба подарила мне уникальную возможность учиться у выдающихся дирижёров. И получив практический опыт хорового, оперного и симфонического дирижёра, я с удовольствием делюсь им.
|
|
Освоение искусства дирижирования
по большому счету проходит не только в классе, в оркестре, в стенах
учебного заведения. Многое зависит от пытливости, инициативности
обучающегося, стремления к познанию. В нем должна присутствовать некая
«внутренняя пружина». К тому же, чтобы стать дирижёром - нужно быть неплохим музыкантом-исполнителем!
|
|
 |
|
На
занятиях я стараюсь как можно реже
наглядно показывать, что, как мне кажется,
больше развивает и стимулирует
фантазию и внутреннее моделирование жеста, формирует индивидуальность. |
|
Говоря о поздних этапах обучения, целесообразно концентрировать внимание
не только на движениях рук, но и на решении
художественных задач. Появляется необходимость исполнять в дирижёрском
классе масштабное сочинение целиком, дав обучающемуся понять степень его
участия в процессе управления, выстроить форму, рассчитать эмоциональную
и физическую нагрузку. Затем можно приступать к детальному разбору
достигнутых результатов... |
|
|
- Вы, как музыкант, критически относитесь к профессиональной среде? |
|
- То, что в настоящее время мы наблюдаем, может напоминать некую революционную ситуацию в оркестровом исполнительстве. Уходит эпоха великих дирижёров. Приходит время первоклассных оркестров. Творческий успех коллектива и деятельность дирижёра во многом стали зависеть от администрирования. Да и профессия значительно помолодела. |
|
Какие-то моменты немного настораживают...
|
|
Например, тенденция приглашать одних и тех же дирижёров руководить
двумя, а под час, тремя и более симфоническими оркестрами одновременно.
|
|
В тоже время. если раньше будущие симфонические дирижёры поступали в
аспирантуру или получали второе высшее образование, был строжайший отбор
при участии выдающихся мастеров, то сейчас на «симфоническое дирижирование» можно поступать сразу после училища. Объединяются вузовские дирижёрские кафедры, а на т.н.
«курсах профессиональной переподготовки» можно запросто получить бумагу о дирижёрском образовании. |
|
Встречаются случаи, когда молодые дирижёры, в ущерб доскональному
изучению партитуры, стали довольствоваться прослушиванием некоторого
количества чужих записей, «примеряя» на себя пару-тройку красивых жестов
«харизматичного» маэстро – и вперед…
|
|
Но кто в конечном итоге выигрывает от подобного «реалити-шоу»?
|
|
|
- Ваши учителя - воспитанники Московской и Петербургской консерватории. |
|
|
 |
- Некоторые
из моих педагогов по Гнесинской академии и Московской консерватории
действительно получили образование в Санкт-Петербургской консерватории
имени Н. А. Римского-Корсакова. Два крупнейших музыкальных центра, две
великолепные исполнительские школы - наша отечественная гордость… |
|
И вот однажды мне захотелось понять, что называется, «откуда есть пошла»… И я поехал знакомиться с Е. П. Кудрявцевой, И. А. Мусиным, А. М. Кацем
- выдающимися учителями моих учителей. Интереснейшие встречи и мастер-классы стали для меня тогда важным этапом в понимании процессов преемственности. |
|
|
- Что на Ваш взгляд самое важное в профессии? |
|
- Дирижёрский путь напоминает марафон длинною в жизнь. Ты идешь по известному только тебе маршруту. Для меня, например, огромное счастье, когда даже став мастером
продолжаешь испытывать потребность сверять некие ориентиры со своими наставниками, чувствуя их незримое присутствие. |
|
|
ClassicalMusicalArt |
DOC
PDF |
|
|
 |

|
|
|
 |
|
|
|
 |

|
|
|