|
|
| |
|
; |
|
EN РУС 中文 DE FR
|
|
|
|
История в фотографиях.
Хор Романа Моисеева. |
|
History of the Moscow
Chorus Cantilena 1981-1992.
|
Artistic director - Roman Moiseyev (Founder) |
|
|
|
Звучит русская музыка
|
Огромную поддержку я чувствовал от педагогов Гнесинки А. И. Тихоновой, Л.
И. Диановой, Е. Н. Подгорной, которые к тому же
участвовали в наших концертах. |
Автор: Евгения Беляева |
|
|
|
|
Сводчатый зал, прекрасная фресковая живопись XVIII
века, заполненное дивными звуками небольшое пространство храма. Гармония
живописных красок, голосов в хоре и, благодаря ей, полное погружение в мир
музыки - раскрепощающей, духовно очищающей. |
|
|
Мы - на одном из концертов
"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА В НИКИТНИКАХ", идея которого - познакомить слушателей с хоровой музыкой различных эпох. Программа выстроена в исторической последовательности: от унисонной стихиры XVII века к гармонически изысканным партитурам XX столетия. Исполнитель - Женский хоровой ансамбль
"Кантилена" под руководством Романа Моисеева. |
|
|
В последнее время наблюдается яркая вспышка интереса к русской хоровой музыке. Появилось много коллективов, пытающихся возродить и в какой-то мере сохранить традицию русского многоголосного пения. Число их изо дня в день растет, однако зачастую многим из них, спонтанно возникшим на гребне новой волны увлечений, удается далеко не все: не хватает самобытности, чувства стиля, а порой и просто технической подготовки.
|
|
Сегодня настало время задать некоторые вопросы: можем ли, имеем ли мы право довольствоваться слабым профессионализмом в угоду удовлетворения нашей потребности слышать и знать; должна ли степень престижности репертуара влиять на оценку качества исполнения? Думаем, ответ однозначен. И необходимо, чтобы новые исполнители яснее осознавали серьезные задачи, стоящие перед ними и нашей культурой в целом, стремились повысить требовательность к самим себе. |
|
Как же с этой точки зрения оценить мастерство упомянутого коллектива? Нам кажется, уровень его достаточно высок. В исполнении объединились самые ценные качества хорового ансамбля: |
слитность звучания, тембровое богатство, глубокое понимание стиля.
Это не случайно. Работа в
"Кантилене" ведется серьезная и разнообразная. Тщательность разучивания произведений во многом достигается тем, что кроме общих репетиций проводятся индивидуальные и ансамблевые занятия. Главное внимание уделяется качеству звука, гибкому распеву, соблюдению определенной стилистики пения. Кстати, специфика состава хора выдвигает целый ряд дополнительных задач, одна из которых - достижение однородности звучания женских голосов. |
|
Удивительно широк репертуар ансамбля, в нем представлена музыка различных эпох и стилей: от произведений Шютца, Палестрины, Перголези до сочинений Кастальского, Свиридова, Сидельникова, Бриттена. Это небольшое содружество музыкантов (18 человек) отличает огромный интерес к пению, творчеству. Выступлений пока не так много. Но все же можно вспомнить удачные концерты последних трех лет на сценах Гнесинского института, ЦДСА, ВДК, в церкви-музее Троицы в Никитниках... |
|
Ансамбль организован в 1982 году. До 1988 года он пребывал в статусе самодеятельного коллектива Дворца Культуры имени Горького. Впрочем, заметим, большинство его участников имеют специальное музыкальное образование. В настоящее время
"Кантилена" существует независимо ни от кого,
"на общественных началах" или, другими словами, на энтузиазме художественного руководителя и хористов, поющих бесплатно, из любви к музыке. |
|
Судьба коллектива в плане официального статуса совершенно не ясна. Настал, пожалуй, критический момент в его существовании. Сейчас, как никогда более, он нуждается в материальной поддержке со стороны каких-либо организаций, учреждений. У ансамбля есть своя мечта: привлечь как можно больше внимания слушателей к однородно звучащему хору. И мечта эта может стать реальностью... |
|
|
Текст опубликован в
журнале
"Музыкальная жизнь"
№
5 -
1990 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНЦЕРТ ДАЮТ
ЛЮБИТЕЛИ МУЗЫКИ |
|
Автор: Гавриил Юдин |
|
|
|
Церковь
Троицы в Никитниках - прекрасно сохранившийся
памятник XVII
века. Церковь эта расположена в Никитниковском
переулке, в глубине квартала между Старой площадью и улицей Степана Разина. |
|
|
|
В настоящее время
она является филиалом Государственного исторического музея. Время от
времени в этом помещении устраиваются концерты. Вместимость зала невелика,
думаю, не превышает 200 мест, но зато акустика там превосходная. На одном
из музыкальных вечеров мне довелось не так давно побывать. |
|
|
В концерте
выступили коллективы Дворца культуры имени Максима Горького -
Камерный хор и Камерный оркестр, исполнившие кантату Перголези "Stabat mater"; подготовлена эта работа к 275-летию со дня
рождения
композитора.
|
|
|
|
|
Женский
камерный хор был создан в 1982 году; организатор и руководитель -
талантливый и энергичный выпускник Музыкального училища при Московской
консерватории, ныне студент Института имени Гнесиных,
Роман Моисеев. Хормейстер - студентка
этого же института - Ирина Компанцева. |
|
За три года
работы хор накопил обширный репертуар, в котором представлены такие сложные
сочинения, как одна часть из оратории Баха "Магнификат" (Suscepit), три
мотета Мендельсона с органом, псалом Шютца, мотеты Палестрины, хоры Брамса,
Чеснокова, Ломакина, Рахманинова, русские народные песни в обработке В.
Калистратова, А.Вульфова...
|
|
Значительную
часть произведений Камерный хор исполняет совместно с Камерным оркестром. Этот
коллектив существует уже пятнадцать лет. Организовала и бессменно
руководит им
Мира Махлис. Камерный оркестр примечателен тем, что в его
составе нет ни одного участника с профессиональным музыкальным
образованием, у большинства за плечами лишь детские музыкальные школы.
Нельзя не упомянуть и о том, что за все годы не произошло никаких
изменений в составе оркестра, и сегодня за пультами сидят те же, с кем
коллектив начинал свои творческий путь. Репертуар
оркестра выглядит весьма солидно. Это все "Кончерти-гросси" Корелли и
Генделя, ряд концертов Вивальди и Тартини, камерная музыка Р.Щедрина и
другие сочинения. Ведущие музыканты оркестра образовали квартет, в
репертуаре которого сочинения Гайдна, Моцарта. Бетховена,
Шостаковича.
|
|
Исполнение
кантаты Дж. Перголези "Stabat Mater" явилось результатом огромной работы
двух самодеятельных коллективов.
Хор покорил слитностью и точностью
звучания, богатством звукоизобразительных приемов, чистотою тембра. И у
хора, и у оркестра пиано было ощутимым, выразительным, а не таким
"обезжиренным" и "обезвоженным", как это, к сожалению, нынче едва ли не
вошло в моду. А форте отличалось теплотой и сочностью, как оно и подобает
для музыки начала XVIII века.
|
|
Словом, во всех отношениях, начиная с
верного чувства стиля, все было на хорошем уровне. Аудитория отзывчиво
приняла исполнение, и три последних части кантаты были сыграны на
"бис". |
|
|
Текст опубликован в
журнале
"Музыкальная жизнь" № 8 - 1986 |
|
|
|
|
|
|
|
|
И. Стравинский. Подблюдные песни |
НОТЫ ДЛЯ ХОРА |
Стихира "Тебе одеющагося" |
|
А. Кастальский. "Отче наш" |
|
Русская народная песня "Венчик ты мой" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |