10 октября 2021 в исполнении Донецкого академического симфонического
оркестра имени С. С. Прокофьева под управлением Романа Моисеева прозвучит
Симфония «Манфред» П. И. Чайковского и Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Г. Венявского. Солист - заслуженный артист Украины Владимир Гамарь.
Один из крупнейших мелодистов XIX века, скрипач-виртуоз и композитор
Генрик Венявский родился в Люблине в 1835 году. Посвятив себя
исполнительству и педагогике, он оставил яркое композиторское наследие.
Судьба Г. Венявского во многом оказалась связана с Россией, где в 1862 году
он стал первым профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу
скрипки и ансамбля. С 1869 по 1872 годы занимал должность придворного
солиста Императорского двора и театров в Петербурге. Однако, интенсивная
гастрольная деятельность и стиль жизни Г. Венявского отразились на его
здоровье. Из письма Н. Ф. фон Мекк П. И. Чайковскому. Москва, 21 января 1880 года:
«...Знаете, милый друг, что бедный Венявский (Генрих) лежит здесь в
Мариинской больнице? Я хотела его взять к себе... Жаль его, и семейство у
него - пять детей и жена...».
Благодаря дружескому участию А.
Г. Рубинштейна, композитор с февраля 1880 года поселился в Москве, в
особняке русской меценатки
Надежды Филаретовны фон Мекк
(1831-1894) на Рождественском бульваре, д. 12, где 31 марта того же года
скончался. В 2006 году на доме установлена мемориальная доска. В память о
композиторе в Польше с 1935 года каждые 5 лет проводится Международный
конкурс скрипачей имени Генрика Венявского. Второй скрипичный концерт Г. Венявского посвящен испанскому скрипачу и
композитору Пабло Сарасате и впервые исполнен автором в 1862 году в
Санкт-Петербурге с оркестром под управлением А. Г. Рубинштейна. Его
лирико-романтическая партитура состоит из 3-х частей, первая и вторая из
которых звучат без перерыва. В музыке, объединенной темой любви и мечтой о
прекрасном, господствуют светлые интонации и образы. Симфоническое развитие
тесно переплетается в диалоге с чарующими звуками солирующей скрипки. Наследие Петра Ильича Чайковского поистине необъятно. Одно из
наиболее значительных творений композитора Симфония «Манфред» написана на
сюжет драматической поэмы выдающегося английского поэта Джоржа Байрона
(1788-1824). Симфонию заслуженно называют оперой без слов. Идея написания
«Манфреда» принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву (1836-1910).
В письме от 28 октября 1882 года М. А. Балакирев прислал П. И. Чайковскому
подробную программу, в комментариях к которой отметил:
«Сюжет этот, кроме
того, что он глубок, еще и современен, так как болезнь настоящего
человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не смогло уберечь».
Постепенно П. И. Чайковский склонился к мысли о написании симфонии, внеся в
программу лишь некоторые изменения. Из письма П. И. Чайковского М. А.
Балакиреву от 13 сентября 1885 года:
«Желание ваше я исполнил. «Манфред» кончен... Над «Манфредом» я просидел,
можно сказать, не вставая с места, почти четыре месяца (с конца мая по
сегодняшний день). Было очень трудно, - но и очень приятно работать...
Верьте мне, что никогда в жизни я так не старался и так не утомлялся от
работы… Посвящён «Манфред», разумеется, Вам».
Первое исполнение «Манфреда» состоялось в Москве 11 марта 1886 года во
Втором симфоническом собрании ИРМО под управлением немецкого дирижёра Макса
Эрдмансдёрфера. «Манфред» - великолепная по красоте музыка, требующая «громадного оркестра»
и в тоже время поучительное повествование. По словам П. И. Чайковского:
«Манфред» - не просто человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной
силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с
стремлением к познанию роковых вопросов бытия...».
Рассказывая драматическую
историю Манфреда, композитор предостерегает об опасности, которую таит в
себе бездушие и бездуховность, наводит на размышления о Любви, как
всеобъемлющем понятии смысла жизни.
Валентина Кудряшова |
|
Александр Парецкий
-
Генеральный директор и художественный
руководитель
Донецкой
Академической филармонии:
«Чайковский и
Венявский сделали сегодняшний день в Донецкой филармонии! А всё благодаря
маэстро Роману Моисееву из Москвы! За несколько репетиций дирижёр подготовил
с Донецким академическим симфоническим оркестром имени С. С. Прокофьева два
шедевра двух гениев: симфонию «Манфред» и 2-й скрипичный концерт. Солировал
сегодня наш корифей, первая скрипка оркестра, заслуженный артист Украины
Владимир Гамарь.
Исполняемая музыка, самоотдача дирижера и музыкантов
оркестра заставляют называть концерт грандиозным и масштабным. Благодарю за
приезд, профессионализм, преданность искусству и талант Романа Юрьевича!
Общественную организацию «Русский центр» благодарю за поддержку!!! Великая
музыка побеждает!» |
Роман Моисеев
- дирижёр:
«Дорогие друзья! Передаю огромную благодарность
организаторам концерта, превосходным музыкантам оркестра
Филармонии,
прекрасному солисту, концертмейстеру и лидеру
Донецкого академического симфонического оркестра засл. арт. Украины В. А. Гамарю,
которому недавно исполнилось
75 лет.
По признанию ведущих артистов коллектива, на Владимира Алексеевича
по-прежнему ориентируются все музыканты Донецкой филармонии.
Конечно же, особая
благодарность за теплый прием Донецкой публике. Несмотря на режим
ограниченного посещения Концертный зал филармонии как всегда был
наполнен зрительской энергией сотен любителей музыки, музыкантов,
музыковедов, студентов. Мы все на сцене чувствовали теплоту зала и
попытались полностью оправдать Ваше внимание. Думаю, что нам это
удалось.
Интерес к программе
«Чайковский.
Венявский»,
к репетициям и сам концерт, как мне думается, показали, что Донецкий
академический симфонический оркестр может вправе считать себя одним из
лучших симфонических коллективов на постсоветском пространстве. Это
круто! Так держать! И до новых встреч с не менее интересными программами
Классической музыки!» |
10 октября 2021 года
Московский дирижёр Роман
Моисеев представил в Донецкой государственной академической филармонии
концерт симфонической музыки
«Чайковский. Венявский».
Музыканты Донецкого академического
симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева уже не в первый раз выступают
с Романом Моисеевым. В 2018 году маэстро и симфонический оркестр представили
интереснейшую программу
«Брукнер. Чайковский».
Роман Юрьевич Моисеев — выпускник Российской
академии музыки имени Гнесиных и Московской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского. Дирижёр сотрудничает с ведущими оркестровыми и
театральными коллективами в России и за её пределами, ведёт педагогическую и
общественную деятельность. Роман Моисеев является популяризатором
симфонической классики, пропагандистом академической музыки.
Новая концертная программа московского
дирижёра, собравшая в зале многочисленных ценителей симфонической музыки,
была интересна не только с эстетической точки зрения, но и с
культурно-исторической.
И Пётр Чайковский, и Генрик Венявский являются
несомненными музыкальными гениями. Оба композитора принадлежат к одной
эпохе, оба рано проявили своё дарование, оба достигли выдающихся высот и как
исполнители, и как композиторы. И хотя Генрик Венявский уроженец Польши, а
родина Петра Ильича – Россия, творческие судьбы этих музыкантов были связаны
с Россией и первой консерваторией, основанной в Санкт-Петербурге в 1862
году.
Об этом рассказывала слушателям ведущая программы
Мария Куцак.
В первом отделении программы прозвучал Концерт
для скрипки с оркестром № 2 ре минор Генрика Венявского. Солировал главный
концертмейстер симфонического оркестра заслуженный артист Украины
Владимир Гамарь (скрипка). Во втором отделении слушателям было представлено особенное
сочинение Петра Ильича Чайковского – Симфония «Манфред» си минор, созданная
по мотивам драматической поэмы Джорджа Байрона.
Слушатели тепло приняли программу
«Чайковский. Венявский». Бурные овации в адрес маэстро Моисеева, солиста Владимира Гамаря
и всего Донецкого академического симфонического оркестра имени С.С.
Прокофьева не смолкали долго. Публика стоя приветствовала московского
дирижёра, отдавая дань его мастерству и музыкальному вкусу.
Программа прошла в рамках Года русской культуры в Донбассе при
содействии общественной организации «Русский центр». |
Судьба
Органа Донецкой филармонии
весьма необычна.
Он построен фирмой «E. F. Walcker» (Людвигсбург)
на основании заключенного в 1836 году контракта, имел 63 регистра, 3 мануала, 2 педальные клавиатуры и насчитывал 3753 трубы.
Согласно документам музыкальный инструмент был доставлен в Санкт-Петербург на корабле 27 июня 1840 года и затем установлен в церкви Петра и Павла на Невском проспекте. Освящен Орган 3 ноября 1840 года.
Известно, что на Органе в Petrikirche под руководством церковного органиста Г. Штиля ещё будучи студентом консерватории занимался Петр Ильич Чайковский (1840-1893).
В советское время, в 1937—1938 годах, церковь Петра и Павла была закрыта (с 1962 по 1993 в ее здании располагался бассейн), а Орган перевезен из Ленинграда (Санкт-Петербурга) в Москву для установки в новый Концертный зал им. П. И. Чайковского (1939). Однако, из-за повреждений во время демонтажа и транспортировки в Москву, музыкальный инструмент нуждался в ремонте.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Орган хранился в разобранном виде и был полностью восстановлен эстонскими специалистами лишь к ноябрю 1947 года.
Однако, инструмент практически не использовался. В зале им. П. И. Чайковского состоялось всего несколько концертов с его участием. Сказывались акустические и технические несоответствия. Орган вновь разобрали и в 1959 году заменили ныне действующим.
Одновременно партийное руководство Донбасса обратилось в Министерство культуры СССР с просьбой об установке Органа в филармонии г. Сталино (с 1961 года - Донецк). В результате принятого решения необычная судьба «Короля Музыки» была решена окончательно.
Неработающий музыкальный инструмент был отправлен на реставрацию в Чехию. Там, сохранив по возможности оригинальные детали и трубы был собран новый Орган, который установили в 1959 году в Концертном зале Донецкой областной филармонии. |