EN РУС 中文 DE FR | |||
Дирижировать - это так просто... | |||
CONDUCTING - IS SO SIMPLE... | |||
Дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории, известный теоретик дирижирования Илья Александрович Мусин (1904-1999) рассказал как-то анекдот: |
|||
"Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов "рисунков" и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на "два", так "на три", на "четыре", а вот так - на "шесть". Большим движением вы показываете "форте", а маленьким - "пиано". Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, - это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто". |
|||
Более откровенно на эту тему высказался мой первый педагог по хоровому дирижированию в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории Зоя Васильевна Муравьева, когда однажды сказала: |
|||
"махать руками можно научить обезьяну за 15 минут, дав ей за это банан…" | |||
К счастью, профессия дирижирования, а именно о ней идет речь, лежит совершенно в другой плоскости и не является формой для самовыражения или подражательства, т. к. помимо личностных, музыкантских и человеческих качеств, дирижирование подразумевает возможность непосредственного мануального управления и невербального воздействия на окружающих. Этому "языку" надо учиться многие годы так же, как игре на музыкальном инструменте. Ведь дирижер - это тоже профессия и преимущественно - профессия второй половины жизни! К тому же, чтобы стать дирижёром - нужно прежде всего быть Музыкантом! |
|||
Важно учитывать, что оркестр не стоит рассматривать, как "инструмент", на котором вы "играете". Это связано с тем, что коллектив состоит из людей, музыкантов и непосредственных исполнителей, которых вы всего лишь направляете, встав на подиум первым среди равных. |
|||
Как писал в
одной из своих книг
|
|||
Giancarlo Vitali. Direttore I |
К тому же, на практике, взаимодействие между музыкантами внутри коллектива значительно сильнее, чем у каждого из музыкантов непосредственно с дирижёром, что говорит лишь о высоком уровне оркестра. В этом случае руководителю необходимо уметь объяснять и себе, и другим: что, почему и как надо делать. Его дирижерская установка выражена в четкой системе ауфтактов, при помощи которых он общается с оркестром, лидерами групп, демонстрируя свои намерения при возможно минимальном количестве слов на репетиции. Истинный дирижер - всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижерский жест, как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен. | ||
|
|||
На концерты подобных дирижёров приходят скорее посмотреть, а не только послушать и услышать качество звучания, поразмышлять о высотах интерпретаций. В опере, надежным "прикрытием" для такого "маэстро" становятся "звездные" солисты, а благодарная публика, привыкшая доверять тому, что ей предлагается, с удовольствием награждает его по обыкновению громкими аплодисментами. |
|
||
Необходимо отметить, что в последние десятилетия распространение получили т.н. "дирижирующие музыканты". Достигнув ранее определенных высот в исполнительстве на своих инструментах, обладая неким кредитом доверия у зрителей или деловой хваткой, они взялись за дирижерскую палочку... Но если продолжать рассматривать дирижирование, как самостоятельный вид исполнительского искусства, то отношение к нему должно быть серьезно пересмотрено. Особенно это важно сейчас, в век всеобщей аудио-визуализации, когда исполнительский уровень оркестров настолько вырос, что одним стало казаться, что дирижировать "это так просто", а мастерству других уже "не стало предела". |
|||
|
|||
|
Мы обязательно должны делать все возможное, чтобы сохранить отечественную школу дирижирования, традиции, созданные великими русскими дирижерами и позаботиться о их развитии...! |
||
Общеизвестно высказывание, что "дирижерство - темное дело". И сегодня, оставаясь таковым, оно по-прежнему продолжает искушать молодое поколение музыкантов, становясь все более популярным видом деятельности. Но далеко не каждый сможет пролить на него свой свет. |
|||