; | ||||||||
|
||||||||
"Первая в последние несколько сезонов оперная постановка - доказательство того, что театр существует" - Борис Анатольевич Ким о "Пиковой даме" П. И. Чайковского |
||||||||
60 ЛЕТ В УЛАН - УДЭ |
||||||||
В этом году Бурятский театр оперы и балета отмечает свой юбилей |
||||||||
Текст - "МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ" № 9. 1999 год |
||||||||
В начале прошлого сезона в театр пришел новый директор Людмила Намсараева. Творческая жизнь коллектива оживилась. В марте прошли премьерные показы балета К. Хачатуряна "Чиполлино" (балетмейстер Г. Майоров, дирижер М. Балдаев). |
||||||||
К 200-летию со дня рождения Пушкина театр подготовил премьеру оперы "Пиковая дама". Музыкальный руководитель и дирижер Р. Моисеев, режиссер-постановщик Л. Эрдэнэбулган, художник М. Болонев, хормейстеры Б. Ким и О. Молонова, Балетмейстер А. Батубаева. Партии исполнили: Герман - Д. Дашиев, Лиза - солистка Мариинского театра В. Цыдыпова, Томский - Н. Сибиряков, Елецкий - П. Ганбат, Графиня - О. Аюрова, Полина - О. Хингеева. |
||||||||
Л. Намсараева Р. Моисеев дает интервью |
Режиссер Эрденэбулган Б.Ким Д. Линховоин |
|||||||
С 15 по 22 июня театр успешно гастролировал в Монголии на сцене оперного театра Улан-Батора. В афишу были включены оперы "Пиковая дама", "Севильский цирюльник", "Кармен", "Фауст" и Вечер балета, в который вошли фрагменты из балетов "Кармен-сюита", "Красавица Ангара", "Дон Кихот", "Эсмеральда", "Конек-горбунок", "Океан и жемчужина","Карнавал в Венеции". |
||||||||
|
Открылись гастроли гала-концертом гостей, а закончились концертом Дружбы, в котором участвовали мастера искусств Бурятского и Монгольского театров. |
|||||||
"Я приехал сюда специально, - сказал губернатор Центрального аймака Батболд. - Рад услышать пение известных артистов, которые бывали у нас раньше. Открыл для себя новые таланты: Бальжинимаев, Танхаев. Женщины хорошо поют, особенно классику. Единственное пожелание: если бы мужчины подготовили не одну, а несколько монгольских песен, это было бы великолепно". | ||||||||
На спектаклях присутствовал один из старейших композиторов Монголии Лувсаншарав: |
||||||||
"Сегодня радостный день. Я знаю бурятское искусство давно. Хорошо помню Лхасарана Линховоина, уважаю Дугаржапа Дашиева и Кима Базарсадаева, которых в шутку называю партизанами бурятского искусства. Не только мы, творческие люди, но и зрители ждали". | ||||||||
59-й сезон коллектив закрыл 15 июля новой работой: опереттой Штрауса "Летучая мышь". Режиссер - постановщик и балетмейстер А. Голышев, дирижер Р. Моисеев, художники М. Болонев и О. Болонев, хормейстер Б. Ким. Главные партии исполнили молодые солисты Б. Будаев (Айзенштейн), М. Коробенкова (Розалинда), Т. Доржиева (Адель). |
||||||||
В новом сезоне Бурятский театр оперы и балета отмечает свое 60 - летие. Здание театра эксплуатируется более 40 лет, и за это время не было капитального ремонта. Требуется ревизия всех его основных конструкций, устарело сценическое оборудование и техническое оснащение театра. Правительство Бурятии приняло решение начать реконструкцию здания театра оперы и балета, которая пройдет с 1999 по 2004 год. |
||||||||
Общая сумма затрат составит около 67 млн. рублей. Все работы будут проводиться по такому графику, который не остановит театральную жизнь единственного на Востоке театра оперы и балета. ("Независимая газета"). |
||||||||
К нам приехал МОИСЕЕВ! |
||||||||
Но другой - ДОБРЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ… | ||||||||
В Бурятском академическом театре оперы и балета с начала февраля работает московский дирижер Роман Моисеев. Приехавший из столицы по приглашению Министерства культуры и администрации театра, уже 4 февраля Роман Юрьевич дирижировал оркестром театра в опере "Князь Игорь". |
||||||||
Он коренной москвич, из музыкальной семьи. Первые музыкальные способности проявились в четыре года, а в семь лет у него состоялся первый концерт в Малом зале консерватории - тогда он учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. Каждый профессиональный музыкант просто мечтал бы о той "школе", которую прошел Роман Моисеев. Это Российская академия музыки имени Гнесиных и Московская государственная консерватория (класс оперно-симфонического дирижирования). Имея хорошие профессиональные данные, верное чувство стиля и яркую эмоциональность, Роман Моисеев с успехом работал с симфоническими оркестрами Москвы, Саратова, Сочи, Кемерово и других городов. А вот опыт работы в театре оперы и балета у Романа Моисеева только появится. |
||||||||
|
||||||||
По мнению г-на Моисеева, в театре сейчас благоприятная обстановка для подъема профессионального и творческого уровня. Есть богатый потенциал, но, к сожалению еще не до конца раскрытый. Театр многие годы плыл по инерции, в результате в Москве о нем ничего не слышно… Кстати, Улан-Удэ Роману Юрьевичу хорошо знаком: в армейские годы он служил в ЗабВО в ансамбле песни и пляски и объездил с ним всю Сибирь, БАМ. Впечатления до сих пор яркие и хорошие… Как долго Роман Моисеев будет работать в Улан-Удэ, зависит от многих объективных и субъективных факторов. Но пока у улан-удэнцев есть хорошая возможность сходить в театр оперы и балета послушать наш оркестр под руководством мэтра из Москвы. |
||||||||
Ольга БОГДАНОВА Газета "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ". Среда, 10 февраля 1999 г |
||||||||
|
||||||||
"ПИКОВАЯ ДАМА" - НЕ ЛЮБОВЬ, А ДРАМА. | ||||||||
Премьера оперы Чайковского "Пиковая дама"
|
||||||||
Со словом "впервые" можно перечислить целый ряд имен: это первая крупная работа дирижера–постановщика Романа Моисеева, первая после долгого перерыва постановка в Бурятии монгольского режиссера Эрдэнэбулгана. Первое и очень удачное появление Николая Сибирякова в партии графа Томского, Ганбата - в партии князя Елецкого, большой драматический выход Ольги Аюровой в роли Графини. К тому же в последний раз зрители Бурятии слышали "Пиковую даму" еще в бытность Айзековича в 1982 году. Валентина Цыдыпова пела в костюмах времен Левченко, стенография Александра Тимина была "освежена" Михаилом Болоневым, - дело в том, что обещанные государством на постановку суммы в театр так и не поступили. |
||||||||
Тем не менее новое поколение смогло наконец увидеть полную картину, составленную из самых популярных оперных цитат: "Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить", "Мой миленький дружок, любезный пастушок", "Что наша жизнь? - игра!", ариозо Пиковой дамы и, наконец, "Уж полночь близится, а Германа все нет"... Мозаика, сложившись в музыкальное полотно, вызвала чувства смешанные. Страсть, составляющую основу Игры и Любви, может передать только страсть. Могла ли сильная, эмоциональная Лиза - Цыдыпова полюбить этого, до времени угасшего Германа - Дашиева, - вопрос не оперной условности, но человеческой наполненности исполнителей. |
||||||||
Тут вспоминается цитата самого Чайковского: "Я могу с любовью или увлечением писать музыку на сюжет нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие". Так вот, "живое сочувствие" в спектакле вызывает, кроме Лизы - Цыдыповой, блеск в глазах и свежий голос Дамбы Занданова Чекалинского куражное бретерство графа Томского - Николая Сибирякова, величественная Графиня Ольги Аюровой, ровное, уверенное исполнение партии Полины - Оксаны Хингеевой, непосредственность персонажей пасторали "Искренность пастушки" и, уже ближе к финалу, измученный жизненными перипетиями Герман - Дашиев. К общим плюсам спектакля можно отнести и массовые сцены с усиленным хором и неплохим кордебалетом. Итак, первая в последние несколько сезонов оперная постановка, по словам художественного руководителя театра Бориса Кима, доказательство того, что театр существует, это важно для самого театра. А для зрителей это возможность наконец пережить впечатления полноценного театрального вечера. Ольга БАРАЕВА. "Правда Бурятии". май 1999 г. |
||||||||
|
||||||||
ВЕНСКИЕ БУРЖУА ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ УЛАН-УДЭНЦЕВ | ||||||||
|
||||||||
59-й театральный сезон успешно завершил театр оперы и балета. На закрытии сезона была представлена премьера - одна из лучших оперетт Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Режиссер-постановщик и балетмейстер А. ГОЛЫШЕВ, Дирижер-постановщик Р. МОИСЕЕВ, Художники М. БОЛОНЕВ, О. БОЛОНЕВ, Главный хормейстер Б.КИМ. Главные роли исполнили: Г. Айзенштайн - н. а. Бурятии Б. БУДАЕВ, Розалинда - М. КОРОБЕНКОВА, Адель - Т. ДОРЖИЕВА, Фальк, директор театра - В. ЛУЗГИН и др. На премьеру, проходившую два дня, собрались полные залы. Произведение И. Штрауса о жизни венских буржуа улан-удэнские зрители приняли с большим удовольствием, а игру бурятских артистов театралы чествовали стоя. |
|
|||||||
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ" № 29 среда 21 июля 1999 г. | ||||||||
|
||||||||
Сегодня у нас радостный день |
||||||||
Бурятский театр оперы и балета на гастролях в Монголии. | ||||||||
16 июня была представлена "Пиковая дама". В зале практически не было свободных мест, горячо приняли Германа - Дашиева, Лизу - Цыдыпову, Графиню - Аюрову, Елецкого - Ганбата и Томского – Сибирякова. "Великолепно, прекрасно!" - прокомментировала молодая монгольская прима Долгор. Художественный руководитель Монгольской оперы Буренбех, прервавший свой отдых в санатории ради "Пиковой дамы", поздравил за кулисами своего коллегу, дирижера-постановщика Романа Моисеева: "...этот спектакль на самом высоком уровне - и музыкально, и зрелищно!" |
||||||||
На пути в Монголию непредвиденная остановка Р. Моисеев с оркестром Монгольской оперы |
Слова и благопожелания простым гостеприимством не объяснишь, первые искренние овации профессиональному мастерству придали труппе творческую собранность, и как бы вкус к жизни. К тому же непривычно сухой и нелегкий для связок улан - баторский воздух наполнился живительной влагой. Всю среду с утра моросил дождь, а вечером под ливнем, в свете зарниц над городом парил орел. Бургэд - по-монгольски и по-бурятски. |
|||||||
Газета "Правда Бурятии" 1999 г. Ольга БАРАЕВА. Улан-Батор (фрагмент) |
||||||||
С музыкантами оркестра театра празднуем премьеру. Дирижер Р. Моисеев, концертмейстер А. Архипова, солистка В. Базарова во время подготовки "Пиковой дамы". Д. Линховоин, Л. Намсараева, Б. Ким и Р. Моисеев в кабинете директора театра. Солистка оперы Е. Шараева и оркестр народных инструментов. Р. Моисеев и А. Голышев - постановщики спектакля "Летучая мышь" |
||||||||